Движение трактора в различных условиях

    c 9:00 до 19:00

Клин: +7 (49624) 5-13-42

Химки: +7 (495) 509-51-81

Тверь: +7 (4822) 64-37-87

Сергиев Посад: +7 (903) 55-26-747

Солнечногорск: +7 (49624) 7-91-42

Движение трактора

В статье рассматривается обеспечение безопасности при движении трактора и управлении трактором в различных условиях. Приводятся особенности вождения тракторных поездов. Все требования входят в нашу программу обучения тракториста.

Движение трактора по дорогам

Движение трактора по дорогам

Транспортные средства движутся по автомобильным дорогам с высокими скоростями. Однако на некоторых участках движение с большой скоростью может быть опасным, например при поворотах, особенно закрытых. Здесь надо обязательно снизить скорость, чтобы исключить занос.

Движение трактора должно быть строго с правой стороны без выезда на середину дороги и тем более на полосу встречного движения. Особое внимание необходимо при движении на спусках и подъемах.

Следует помнить, что увеличение скорости и действие веса на спуске способствуют значительному увеличению тормозного пути. На крутых и длинных спусках необходимо удерживать транспортное средство от ускорения, притормаживая и не выключая двигатель.

Перед подъемом следует заранее оценить его крутизну, протяженность и другие условия движения и быстро решить, как этот подъем преодолеть.

Необходимо обратить внимание на разъезд со встречным транспортом, особенно на узких дорогах, где это затруднено. Особая внимательность необходима при разъезде на мостах. Безопасность разъезда достигается за счет снижения скорости и увеличения внимания водителя.

При движении транспортных средств необходимо соблюдать дистанцию между движущимися машинами.

При обгоне надо вначале убедиться, что это возможно, после чего начать двигаться со скоростью, максимально превышающей скорость обгоняемого.

Опасное место на автомобильных дорогах — железнодорожные переезды. Столкновение поезда с транспортным средством приводит в большинстве случаев к аварии, гибели или тяжелым травмам людей. Особенно осторожным и осмотрительным водитель должен быть при переезде железной дороги, где нет шлагбаума.

Движение трактора в городских условиях

В городах, как известно, большая концентрация транспортных средств и интенсивное движение пешеходов. Все это требует от водителя повышенного внимания и строжайшего соблюдения Правил дорожного движения.

При многорядном движении необходимо строго соблюдать правила сигнализации и перестроения в рядах. Пересечение путей транспортных потоков и пешеходов требует определенного чередования движения. Регулирование на перекрестках снижает опасность движения. Однако здесь водитель должен внимательно следить за сигналами.

Проезжая через пешеходные переходы и в местах, где можно ожидать внезапного появления пешеходов на проезжей части, водители должны быть особенно внимательны к действиям пешеходов.

Движение на тракторе в темное время суток и днем при плохой видимости

При движении трактора в темное время суток и днем при плохой видимости по неосвещенным дорогам водитель использует свет фар своего транспортного средства. Однако в любом случае при фарах видимость хуже, чем при дневном свете. Это требует от водителя большего внимания и напряжения.

Особую опасность представляет ослепленность водителя светом фар встречного транспорта. Для уменьшения ослепления встречные водители должны переключать дальний свет фар на ближний. Включать вновь дальний свет можно только после разъезда встречных машин. Недопустим разъезд транспортных средств в темноте, так как при внезапном выключении фар водитель теряет видимость.

Опыт показывает, что движение на тракторе в ночное время быстрее утомляет водителя и число дорожно-транспортных происшествий увеличивается. Поэтому при первых признаках утомления и сонливости водителю надо прекратить движение.

Движение в тумане, при дожде и снегопаде

Во время осадков движение затруднено из-за ухудшения видимости, обзорности и ухудшения сцепления с дорогой.

Для улучшения видимости при тумане, сильном дожде или снегопаде в светлое время суток водитель обязан включить фары не только при движении, но и во время стоянки. В густом тумане, когда видимость меньше 20 м, водители движущихся транспортных средств обязаны подавать звуковой сигнал даже и в тех местах, где обычно запрещена подача звукового сигнала.

При движении по скользкой дороге увеличивается тормозной путь и могут быть пробуксовка на подъеме и занос при торможении или резком ускорении. На таких дорогах необходимо уменьшать скорость и не допускать резкого торможения или ускорения движения. Тормозить следует, не разъединяя двигатель с трансмиссией.

При заносе следует ослабить или прекратить торможение и выправить положение транспортного средства поворотом передних колес в сторону заноса.

По размокшим грунтовым дорогам двигаться нужно с очень ограниченной скоростью. Падающий снег прикрывает дорогу ровным слоем и может сделать неразличимыми границы проезжей части. При этом водитель может потерять ориентировку и съехать с полотна дороги, опрокинуть транспортное средство.

Проезд через водные переправы и мосты

Водные переправы при отсутствии стационарных мостов трудны и опасны для движения транспортных средств. Мосты же (особенно в сельской местности) имеют ограниченную грузоподъемность.

При переправе на пароме от водителя также требуется осторожность. При отсутствии мостов или парома для переправы в брод должно быть найдено место с твердым дном и глубиной, не превышающей возможность погружения данного транспортного средства, Берега должны быть удобными для въезда и выезда из воды. Пересекать реку следует не под прямым углом к течению.

При переправах низко расположенные открытые отверстия в картерах двигателя или механизмов трансмиссии необходимо закрыть пробками, аккумуляторы предохранить от попадания в них воды, вентиляторный ремень следует снять.

Особые меры предосторожности необходимо принять при переправе по льду. Переправляться можно только тогда, когда толщина льда достаточна для этого. Во время переправы в кабине трактора или автомобиля должен быть только водитель, а двери кабины открыты. По льду скорость движения не больше 10... 12 км/ч. Если лед начинает прогибаться и дает трещины, необходимо, не останавливаясь, продолжать движение до выезда на берег.

В случае переезда по мосту, на котором не обозначена его грузоподъемность, можно ее приблизительно определить. Например, при диаметре сваи 18 см, диаметре прогона 26...28 см и толщине настила 7...9 см мост выдержит до 30 т. Кроме размеров основных элементов конструкции деревянного моста необходимо учитывать его техническое состояние.

Особенности вождения тракторных поездов

При наличии прицепов нагрузка на оси машины перераспределяется, и поэтому изменяются характер и условия безопасного движения тракторного поезда по сравнению с движением его с орудиями или без них. Здесь ответственный элемент — сцепное устройство. Оно испытывает значительные нагрузки при трогании, торможении и от колебаний, возникающих на неровностях дорог. Водитель должен внимательно следить за состоянием сцепного устройства, не допускать рывков при трогании с места.

Вождение тракторного поезда требует от тракториста специальных навыков. Необходимы медленное и плавное включение сцепления при трогании с места и переключении передач, большая подача топлива в момент начала движения для преодоления повышенного сопротивления прицепа и т. д.

Для успешного преодоления подъема тракторному поезду предварительно надо придать по возможности большую скорость на передаче, которая обеспечит движение на всем подъеме. Переключать передачи при движении на подъем и на спуске нельзя. Запрещается движение поперек крутых склонов. При спуске нужно избегать поворотов и переездов препятствий.

Прицепы снабжены тормозами, управляемыми с места водителя. Часто бывает «складывание» поезда, что происходит при торможении трактора без торможения прицепа или при разном торможении всего поезда. Это может стать причиной дорожно- транспортного происшествия, так как возможны столкновение с другим транспортным средством, опрокидывание прицепа или всего поезда и т. д. Избежать «складывания» можно только благодаря плавному торможению. При раздельном управлении торможением трактора и прицепа необходимо некоторое опережение торможения прицепа по отношению к трактору.

Траектории движения трактора и прицепов на поворотах не совпадают, и ширина полосы поворота значительно увеличивается. Уширение полосы будет больше с увеличением длины поезда и уменьшением радиуса поворота. Поэтому тракторист-машинист, работающий на тракторном поезде, должен точно провести расчет поворота.

Двигаясь при левом повороте дороги, нужно правое переднее колесо трактора направлять вдоль правого края проезжей части, чтобы заднее левое колесо прицепа оказалось возможно дальше от середины дороги. Двигаясь при правом повороте, направлять левое переднее колесо трактора ближе к середине дороги, чтобы правое заднее колесо прицепа не съехало на обочину и т. д.

Под действием внешних сил при движении тракторного поезда по прямой возникают поперечные колебания прицепа. Эти колебания иногда бывают значительными, и возникает опасность при разъездах в суженных местах с минимальным интервалом между встречными транспортными средствами. Это явление при разъездах обычно устраняют за счет увеличения скорости.

Возникают значительные трудности при движении тракторного поезда задним ходом. Управление поездом при этом требует особого внимания тракториста и наличия необходимых навыков. Для работы на тракторном поезде, как правило, назначают опытного тракториста-машиниста первого или второго класса. Перед выездом на транспортные работы бригадир или механик должен проверить исправность трактора и прицепов (в первую очередь — надежность тормозов и сцепления поезда).

При трогании с места тракторист должен убедиться, что между трактором и прицепом нет людей.

Скорость .движения трактора на транспортных работах может достигать 30...40 км/ч. Увеличение скорости создает более опасные условия движения, и поэтому от водителя требуются большая точность и своевременность всех действий.

Для повышения безопасности при скоростном движении на тракторах и других транспортных средствах улучшена конструкция тормозов и органов управления. Одновременно следует учитывать тормозной путь транспортного средства. С повышением скорости он увеличивается.

Для своевременного обнаружения опасных препятствий большое значение имеют видимость и обзорность пути. Видимость зависит от степени освещенности, - прозрачности атмосферы и чистоты лобового стекла. Опасной считается видимость менее 20 м, недостаточной — менее 300 м.

Водитель должен соразмерять скорость движения с расстоянием видимости и обзорности пути так, чтобы остановочный (тормозной) путь был всегда меньше, чем расстояние до любого возможного препятствия в пределах видимости и обзорности.

По материалам: «Учебник тракториста-машиниста первого класса», Чернышов В.А., Ачкасов К.А. и др., 1988.


Возврат к списку